Рассмотрим обстановку с пожарами в Российской Федерации. В качестве источника сведений примем данные, ежегодно публикуемый всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны МЧС России статистические сборники. В качестве рассматриваемого периода примем данные с момента ввода понятия система обеспечения пожарной безопасности (1995 г.) по настоящее время (2019 г.).
На рисунках 1-3 показаны гистограммы распределения количества пожаров, количества погибших и размера материального ущерба от пожаров за рассматриваемый период. Перед проведением анализа необходимо сделать важное уточнение, которое должно быть принято во внимание при его проведении. В Российской Федерации за рассматриваемый период (1995-2019 гг.) неоднократно менялся порядка учета пожаров и их последствий (2008, 2010, 2012, 2018, 2020), что прямо влияет на количественные данные статистики пожаров.
Результаты анализа графика (рис. 1) показали, что за рассматриваемый период времени сформированы тенденция к ежегодному снижению количества пожаров. Кратное превышение количества пожаров в 2019 году связано с изменением правил учета пожаров, так как теперь в их общем количестве учитываются случаи загорания (неконтролируемое горение без вреда для жизни и здоровью, а также без материального ущерба), которые ранее не учитывались.
На рисунке 2 показано распределение количества погибших людей на пожарах за рассматриваемый период. Как и с количеством пожаров, имеется тенденция к снижению количества погибших. Примечательный факт – количество погибших начало ежегодно снижаться с момента перевода Государственной противопожарной службы из Министерства внутренних дел в МЧС России. Если исходить из данных за последние годы (2016-2019) количество погибших стабилизировалось на определенном уровне – в среднем 8 258 человек.
Если сопоставить эти данные с другими причинами смертей, то количество погибших при пожаре сопоставимо со смертями от туберкулеза (7 536 чел.) или с зарегистрированным количеством убийств в Российской Федерации (7 212 чел.). Безусловно, количество погибших хотя и снижается, но все еще высоко.
При этом общество негласно считает такую обстановку с пожарами «приемлемой» и не рассматривает данные показатели как значительные, так как информация о пожарах не транслируется в средствах массовой информации и в целом не предается огласке. При этом, в случае массовой гибели людей следует широкий общественный резонанс.
Анализ данных (рис. 3) показал, что прямой материальный ущерб от пожаров имеет отчетливую динамику роста и по всей видимости стабилизировался в последние годы. Причину такого роста можно объяснить ростом стоимости материалов и оборудования, применяемых в зданиях. Для сравнения сумма материального ущерба (18 млрд. руб. последний отчетный год) покрывает расходную частью бюджета республики Калмыкия или может быть реализована при покупке 1 000 автоцистерн (шасси – КАМАЗ, насос - Rosenbauer).
Данные за рассматриваемый период показывают выраженную тенденцию на увеличение количества пожаров по причинам нарушения правил безопасности. В настоящей работе нарушение правил будем относить к управленческому аспекту. В среднем порядка 40% пожаров происходит по причинам нарушения правил.
Анализ данных (рис. 5), показал, что количество погибших по причине нарушения правил варьируется в пределах 25-30% и увеличивается в последнее десятилетие, что в целом согласуется с процентным соотношением количества пожаров.
На рисунке 6, приведены сведения об процентном соотношении ущерба. В среднем, порядка 40-50% от размера ущерба приходится на пожары, причиной которых служило нарушение правил. Полученные значения превосходят процентное соотношение по погибшим и пожарам.
В рассматриваемом сборнике также в качестве причин пожара имеется неосторожное обращение с огнем. В соответствия с уголовным кодексом , неосторожность это одна из форм вины, характеризующаяся легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий. Другими словами, неосторожное обращение с огнем — игнорирование правил пожарной безопасности, в результате которых возникает пожар. То есть, зная правила и меры безопасности, человек не будет относиться легкомысленно к источнику пожара или предвидит последствия такого действия с огнем.
Дополним графики на рисунках 4-6 данными по рассматриваемым показателям с учетом неосторожного обращения с огнем.
Данные на рисунке 8 показывают, что не менее 90% людей ежегодно погибали из-за нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем. Динамика в рассматриваемом случае имеет установившуюся тенденцию.
Процентное соотношение, показанное на рисунке 9, в целом стабильное, и за последние годы (5 лет) находится на уровне не ниже 60 %.
Результаты анализа статистических данных о пожарах в Российской Федерации с 1995 по 2019 гг. позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, несмотря на общую тенденцию сокращения количества пожаров, гибель людей на них составляет большое количество, а размер ущерба значительно высок и продолжает расти. Во-вторых, не менее 90% людей погибают при пожарах, возникших в результате нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем, что в целом определяет управленческий аспект проблемы. В-третьих, если брать обстановку с пожарами за показатель функционирования системы обеспечения пожарной безопасности, то будем считать её удовлетворительной (пожары и гибель людей устойчиво снижаются с 2002 г), однако размер материального ущерба высок. В целом, результаты работы системы требуют развития, особенно в области её управления.
Пожары с массовой гибелью людей происходят как правило на общественных объектах: торговые центры, развлекательные заведения, места постоянного пребывания (размещения людей). Ежегодно в России происходят пожары с гибелью более 5 человек на одном пожаре. При этом это происходит вне зависимости от функционального назначения здания.
№ | Дата | Место | Наименование | Краткое описание | Причина пожара | Количество погибших (травмированных), чел. | Причины, способствующие гибели, травмированию |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 10.02.1999 | г. Самара, Самарская область | Пожар в здании ГУВД | Пожар начался в вечернее время (около 17:30), когда в здании находилось много людей. Пожар был обнаружен, но оповещение не было активировано. | Неосторожность при курении (брошенный окурок в пластиковой таре) | 57 (200) | Отсутствие оповещения о пожаре |
2 | 07.04.2003 | с. Сыды-был, Якутия | Пожар в средней школе | После короткого замыкания в элекрощитовой (около 9:15) возник пожар, который быстро распространился. Учителя не организовали эвакуацию детей. | Короткое замыкание в электрощитовой | 22 (39) | Отсутствие организованной эвакуации |
3 | 10.04.2003 | г. Махачкала, Дагестан | Пожар в интернате для глухих | Пожар произошел около 02:19. Пожарные быстро прибыли на место пожара. В ходе работы специальной комиссии, установлено что пожар свободно развивался порядка 45 минут. | Включенный в сеть и оставленный без присмотра электрочайник | 30 (119) | Отсутствие извещения о пожаре |
4 | 24.03.2003 | г. Москва | Пожар в общежитии РУДН | Пожар возник в ночное время в комнате для проживания студентов. Студенты пытались самостоятельно потушить пожар на протяжении 40 минут, после чего вызвали пожарную охрану. | Неисправность электрической проводки | 44 (180) | Отсутствие организованной эвакуации |
5 | 10.11.2004 | г. Кызыл, Тува | Пожар в общежитии | Пожар возник в ночное время. На окнах общежития были установлены решетки. | Перегрузка электрической проводки | 26 (189) | Недостаточное количество эвакуационных выходов |
6 | 16.01.2006 | г. Владивосток | Пожар в административном здании | Пожар возник в рабочее время около 12:16 на седьмом этаже здания. На запасной лестнице была установлена металлическая решетка. | Неисправность электрической проводки | 9 (17) | Отсутствие извещения о пожаре, механическая блокировка эвакуационных выходов |
7 | 20.03.2007 | ст. Камышевская, Краснодарский край | Пожар в доме престарелых | Пожар произошел около часа ночи. В здании отсутствовала АПС и СОУЭ. | Неосторожность при курении | 63 (29) | Отсутствие извещения и оповещения о пожаре, отсутствие организованной эвакуации |
8 | 25.03.2007 | г. Москва | Пожар в ночном клубе | Пожар возник в районе барной стойки в результате неосторожного обращения с огнем. | Неосторожное обращение с огнем | 10 | Недостаточное количество эвакуационных выходов |
9 | 04.11.2007 | п. Велье-Никольское, Тульская область | Пожар в доме престарелых | Пожар возник около 13:30. В качестве источника пожара указывается люстра, которая после возгорания упала на вещи постояльцев, что способствовало развитию пожара. Первоначально персонал пытался потушить пожар собственными силами. | Неисправное электрооборудование | 32 | Отсутствие извещения о пожаре, отсутствие достаточного количества персонала для осуществления эвакуации |
10 | 31.01.2009 | с. Подъельск, Республика Коми | Пожар в доме престарелых | Пожар возник в вечернее время около 18:10. В здании отсутствовала АПС. Пожарные подразделения прибыли спустя 30-40 минут в связи с большим удалением от ближайшей пожарной части. | Неосторожное обращение с огнем | 23 | Отсутствие извещения о пожаре и организованной эвакуации |
11 | 05.12.2009 | г. Пермь, Пермский Край | Пожар в ночном клубе «Хромая лошадь» | Пожар возник около 01:08 в результате комбинации двух факторов: применения фейрверка внутри помещения, искры от которого попали на горючую отделку потолка и неисправной элекропроводки. Посетители не знали мест расположения эвакуационных выходов. | Нарушение правил пожарной безопасности, неисправность электропроводки | 156 (78) | Отсутствие аварийного освещения и организованной эвакуации |
12 | 26.04.2013 | п. Раменский, Московская область | Пожар в психиатрической больнице | Пожар возник в районе 01:35 в одном из корпусов. Дежурная медсестра в момент возникновения пожара не находилась на посту, а пожар был обнаружен после появления открытого горения. | Неосторожное обращение с огнем | 38 | Отсутствие извещения о пожаре, отсутствие достаточного количества персонала для осуществления эвакуации |
13 | 13.09.2013 | д. Лука, Новгородская область | Пожар в психоневрологическом интернате | Пожар возник в районе 02:50 в мужском отделении интерната. Из числа персонала на месте находилась только одна санитарка, которая эвакуировала 22 человек. | Неосторожное обращение с огнем | 37 | Отсутствие извещения о пожаре, отсутствие достаточного количества персонала для осуществления эвакуации |
14 | 11.03.2015 | г. Казань, Республика Татарстан | Пожар в торговом центре | Пожар возник около 12:55 на крыше пристройки торгового центра. В здание систематически нарушались требования пожарной безопасности, устранение которых игнорировалось. | Нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ | 19 (61) | Отсутствие организованной эвакуации |
15 | 25.03.2018 | г. Кемерово, Кемеровская область | Пожар в торговом центре | Пожар возник около 16:04. Система оповещения не сработала. Часть эвакуационных выходов была заблокирована. | Неисправность электропроводки (короткое замыкание) | 60 (79) | Отсутствие оповещения о пожаре, механическая блокировка эвакуационных выходов |
Основными причинами возникновения пожара с массовой гибелью людей является либо нарушение мер пожарной безопасности (неосторожное обращение с огнем, курение в неположенных местах, проведение огневых работ и т.д.) либо неисправность электропроводки. Так или иначе, эти проблемы лежат в области организации пожарной безопасности на объекте.
Основными причинами, способствующими гибели и травмированию людей являются либо отсутствие (отключение) пожарной сигнализации и оповещения, либо отсутствие необходимых мер в области эвакуации (механическая блокировка эвакуационных выходов, отсутствие или плохая организация эвакуации). Как и в отношении причин возникновения пожара, причины способствующие гибели и травмированию лежат в области организации и управления пожарной безопасностью объекта. Другими словами, на рассмотренных объектах руководитель не осуществлял должного контроля соблюдения мер и требований пожарной безопасности. Хотя в соответствии с федеральным законом, на руководителе объекта лежит ответственность по созданию системы обеспечения пожарной безопасности объекта. В тоже время, необходимо отметить, что в ряде случаев должным образом не осуществлялся и надзор (контроль) за соблюдением требований пожарной безопасности, о чем свидетельствуют решения органов правосудия.
Результаты анализа статистических данных о пожарах в Российской Федерации показали, что гибель людей на них имеет высокие значения, а ущерб превышает 15 миллиардов ежегодно. 90% людей погибают при пожарах, возникших в результате нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем, что позволяет утверждать о том, что имеются определенные проблемы в области организации и управления пожарной безопасностью. Качественный анализ пожаров с массовой гибелью людей подтверждает такой вывод, так как основные причины возникновения пожара, массовой гибели и травмирования людей является нарушение в области организации и управления пожарной безопасностью объекта.
Впервые понятие система обеспечения пожарной безопасности было сформулировано как таковое в федеральном законе (ФЗ-69) и определяет её как «совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ».
Хотя история её формирования и становления как таковой можно проследить с 1976 года, когда был введен ГОСТ (ГОСТ Р 12.1.004–76). Именно в это время было определено что пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системой предотвращения пожара и системой пожарной защиты. Исходя из этого, разработчики документа подразумевали систему пожарной безопасности объекта с двумя подсистемами. Примем далее её обозначение как система пожарной безопасности. Система предотвращения пожара и система пожарной защиты должны разрабатываться для конкретного объекта. Для системы предотвращения устанавливается критерий эффективности - нормативная вероятность возникновения пожара не более 0,000001 в год в расчете на отдельный пожароопасный узел объекта. Для системы пожарной защиты критерием эффективности является нормативная величина воздействия опасных факторов пожара (ОФП) на людей не более 0,000001 в год в расчете на отдельного человека. Определено, что безопасность людей должна обеспечиваться при возникновении пожара в любом месте объекта. В качестве организационного мероприятия указывается лишь необходимость организации пожарной охраны (профилактического и оперативного обслуживания объектов).
Следующим документом взамен ГОСТ является его переизданная версия (ГОСТ Р 12.1.004–85), в которой произошло уточнение в том, что пожарная безопасность обеспечивается системой предотвращения пожара, системой противопожарной защиты и организационно-техническими мероприятиями. Устанавливается, что система предотвращения пожара и система противопожарной защиты должны исключать воздействие ОФП на людей. В качестве критерия эффективности выбрана вероятность воздействия ОФП на человека, которая не должна превышать нормативно установленную в размере 1·10-6 на каждого человека. В целом, в данном документе расширяются требования, которые должны быть реализованы в составе таких систем. Произошло и расширение списка организационно-технических мероприятий, которые должны включать:
Затем, проведено еще одно переиздание ГОСТ (ГОСТ Р 12.1.004–91), в котором, как и ранее определено, что пожарная безопасность должна обеспечиваться системой предотвращения пожара, системой противопожарной защиты и организационно-техническими мероприятиями. В качестве критерия оценки пожарной безопасности выступает требуемый уровень обеспечения безопасности людей с учетом систем пожарной безопасности, и должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия ОФП на человека, а допустимый уровень пожарной безопасности для людей не более 1·10-6. Для всех перечисленных систем в рассматриваемом ГОСТ расширяются и уточняются требования. Организационно-технические мероприятия включают практически те же меры что и раньше.
Далее, с принятием федерального закона (ФЗ-69) вводится понятие система обеспечения пожарной безопасности, определение который приведено выше. В данном законе определена система обеспечения пожарной безопасности в целом, объект как таковой является элементом такой системы, к числу обязанностей которого, относятся следующие:
Отдельным положением закона предписывается, что руководитель организации осуществляется непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на объекте и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Следующим нормативно-правовым актов внесшим изменение в определение пожарной безопасности объекта и действующим на момент проведения настоящего исследования является технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ФЗ-123), который по своей сути является «приемником» последнего ГОСТ (ГОСТ Р 12.1.004–91), и в более структурированном виде описывает систему обеспечения пожарной безопасности в категориях системы с позиции теории управления [12], однако все еще в недостаточном виде и содержании.
Впервые формулируется цель такой системы – предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система состоит из 3-х подсистем: система предотвращения пожара, система противопожарной защиты и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Впервые вводится понятие пожарного риска. В качестве критерия пожарной безопасности объекта устанавливается два условия, по принципу «или»:
Обобщение проведенного обзора становления и развития системы обеспечения пожарной безопасности объекта проиллюстрировано на рисунке 10.
Начиная с момента первого введения пожарной безопасности как системы в 1975 году, структура системы не претерпела значительных изменений. Из редакции в редакцию происходило уточнение требования к подсистемам. Организационно-техническим мероприятием в составе системы уделялась существенно мало внимания. Происходило изменение критериев оценки функционирования системы, однако количественное значение критерия оценки не изменялось и составляет 1·10-6. С 2008 года установлено и формализовано, два критерия, в каждом из которых предусмотрено выполнения определенного перечня требования пожарной безопасности, установленной в технических регламентах.
Результаты обобщения проведенного анализа и представленной схемы структуры системы управления пожарной безопасностью объекта (рис. 11) позволяют сделать следующие выводы. Внешняя среда в виде требований федерального законодательства, органов надзора и др. обязывают руководителя объекта осуществлять управление системой пожарной безопасности объекта. Управляемой системой является система обеспечения пожарной безопасности объекта.
В классической постановке задачи управления, руководитель объекта должен опираясь на состояние управляемой системы (пожарной безопасности объекта) осуществлять некоторые управляющие воздействия. Состояние управляемой системы оценивается обязательным выполнением требований пожарной безопасности и величиной индивидуального пожарного риска или полным соблюдением всех требований пожарной безопасности. Иными словами, в любой промежуток времени (так как система является динамической) руководитель должен осуществлять контроль состояния управляемой системы и при необходимости принимать управленческие решения, направленные на приведение её в соответствующее состояния. При такой ситуации ему необходимо оценить выполнение требований что, впрочем, не под силу даже специалистам с профильным образованием. Так, в работе [13] проведена оценка надежности специалистов с опытом работы от 3-х до 5 лет с профильным образованием в области пожарной безопасности. Надежность определялась разницей между выявленным количеством нарушений требований пожарной безопасности и общим количеством на примере конкретного объекта. Результаты показали, что такой специалист может выявить лишь 16-20% нарушений от общего числа.
В действительности же ситуация развивается следующим образом. Руководитель объекта получает объект с уже определенным набором и структурой системы обеспечения пожарной безопасности. При ответственном подходе, он осуществляет контроль работоспособности систем противопожарной защиты, проводятся тренировки по эвакуации, периодической обучение и инструктажи. При безответственном – нет. И это происходит не из-за того, что руководитель не хочет осуществлять управление, а из-за невозможности в настоящее время оценить состояние пожарной безопасности для принятия соответствующих решений в режиме реального времени, так как состояние такой системы является динамическим.
Список литературы